24–25 ноября 2022 года в городе Алматы состоялся Международной круглый стол «Состязательность в уголовном процессе»
Рекомендации круглого стола «Состязательность в уголовном процессе», 24-25 ноября 2022 года, г. Алматы
чт, 08/12/2022 — 16:17
«Важный критерий правового государства — беспристрастное и справедливое правосудие. Суд должен быть состязательным, а судья – свободным от стороны обвинения. Для этого необходимо обеспечить равенство адвоката и прокурора»
Послание народу Казахстана от 01.09.2020 г.
24–25 ноября 2022 года в городе Алматы состоялся Международной круглый стол «Состязательность в уголовном процессе» (круглый стол).
В работе круглого стола приняли участие:
судьи Верховного Суда и местных судов, представители Генеральной прокуратуры, Судебной администрации, Министерства юстиции и правоохранительных органов Республики Казахстан;
представители международных организаций – Региональной миссии USAID в Центральной Азии, БДИПЧ ОБСЕ;
международные эксперты – судьи Эстонии и США;
представители юридической общественности – Республиканской коллегии адвокатов, Американской Ассоциации юристов Инициатива Верховенства права в Казахстане (ABA ROLI);
ученые Университета КазГЮУ.
Признавая актуальность и значимость развития состязательности и равноправия сторон защиты и обвинения в уголовном судопроизводстве по итогам работы круглого стола участники приняли следующие рекомендации:
1. Министерству юстиции Республики Казахстан,
Верховному Суду Республики Казахстан, Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, Республиканской коллегии адвокатов,
органам досудебного расследования проработать в ходе законотворческого процесса следующие предложения:
1) досудебное производство:
— исключить сплошную регистрацию в ЕРДР с введением доследственной проверки и правом обжалования её результатов в порядке ст. 106 УПК;
— разделить досудебное расследование на начальную стадию (процессуальная проверка) и основную стадию (предварительное следствие и дознание);
— регистрировать в ЕРДР только подтвержденные факты, установленные в ходе процессуальной проверке
— участники уголовного производства вправе обжаловать решение досудебной проверки в следственный суд в порядке
ст. 106 УПК;
— внедрить институт «Habeas corpus», согласно которому лицо не позднее 48 часов с момента задержания доставляется в суд для проверки законности его задержания, и обоснованности предъявленного ему подозрения, ему предоставляется адвокат;
— исключить институт отказа подозреваемого от адвоката, предусмотреть обязательное участие адвоката во всех следственных действиях, проводимых в отношении его подзащитного;
— в ходе досудебного производства следственный орган и прокуратура выясняют все обстоятельства, оправдывающие и уличающие подозреваемого или обвиняемого;
— упразднить институт понятых, ввести проведение следственных действий с обязательным применением технических средств, обеспечивающих их непрерывность (видеозапись);
— при санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей возложить на следственного судью обязанность проверять не только обоснованность подозрения, но и правильность квалификации деяния;
— исключить применение меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении субъектов бизнеса и предпринимательства, кроме подозрения лиц в совершении преступлений в составе организованной группы или преступного сообщества;
— предусмотреть возможность обжалования в порядке ст.106 УПК постановления прокурора об отказе в прекращении дела за примирением сторон и заключении процессуального соглашения в форме сделки о признании вины;
— принять комплекс мер, направленных на расширение
сферы применения мер пресечения, альтернативных содержанию
под стражей;
— внедрить стадию обмена сторонами информацией до суда и достижения соглашения в части доказательств и обстоятельств, по которым между сторонами отсутствует спор;
— расширить основания и условия для заключения процессуального соглашения, примирения сторон;
— предоставить возможность адвокату ознакомиться со всеми материалами уголовного дела на любой стадии уголовного процесса;
— наделить защитника более широкими полномочиями по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве следственных действий, не дожидаясь рассмотрения этого вопроса органом досудебного расследования;
— предусмотреть свободный допуск адвокатов к своим подзащитным, содержащимся под стражей, на основании уведомления в любое время суток;
2) производство в суде:
— исключить нормы уголовно-процессуального закона, противоречащие принципу состязательности и равноправия сторон, по которым на суд возложена обязанность по сбору доказательств и восполнению упущений сторон обвинения и защиты;
— разграничить и отделить от суда функции обвинения и защиты;
— регламентировать статус и функции процессуального прокурора. На судебный процесс должен приходить тот процессуальный прокурор, который вёл уголовное дело с первого дня следствия и сам составлял обвинительный акт. Процессуальный прокурор участвует по делу с момента начала досудебного расследования и до апелляционного рассмотрения. Увеличить штат процессуальных прокуроров с целью обеспечения состязательного правосудия;
— формировать уголовное дело в судебном разбирательстве только на основании доказательств, представленных сторонами в ходе главного судебного разбирательства;
— правовую оценку доказательствам, собранным стороной защиты, дает только суд, а не органы, ведущие досудебное расследование;
— упразднить институт возврата дел прокурору (ст. 323 УПК), который предоставляет обвинению возможность устранения ошибок и нарушает принцип равноправия сторон;
— для устранения волокиты расширить институт «полной апелляции» с исключением возврата дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции;
— в суд направлять протокол обвинения, протокол ускоренного досудебного расследования, протокол об уголовном проступке, постановление о применении приказного производства, соглашение в форме сделки признания вины, постановление о направлении дела в суд для применения к невменяемому принудительных мер медицинского характера;
— закрепить требование об оглашении процессуальных документов адвокатского расследования;
3) общие вопросы:
— выделить проступки в отдельный Кодекс с упрощенной формой производства по модели «полицейского права»;
— поэтапный переход к классической модели суда присяжных, предусматривающей принятие решения по делу только присяжными без участия судьи.
2. Направить настоящие рекомендации для рассмотрения в Проектный офис Министерства юстиции по ревизии Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.